![]()  | 
    
  | 
		
			
  | 
	|||||||
| Боевые страницы истории Пограничных Войск. Здесь Вы можете рассказать и прочитать о героях пограничниках, их подвигах, памятных датах Пограничных войск. | 
![]()  | 
	
	
  | 
| 
		 | 
	Опции темы | 
| 
		 
			 
			#1  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				История зелёной фуражки
			 
			В 1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зеленым верх папахи стал у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же, в 1902 году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой. Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки. Единая форма одежды советской погранохраны появилась в 1923 году. В 1924 году была определена расцветка фуражек. Цвет околыша для внутренней и пограничной охраны был выбран темно-синий, а для тульи фуражек бойцов внутренней охраны - краповый (темно-крас- ный); для пограничной - светло-зеленый с малиновым кантом. Обмун- дирование погранохраны отличалось от армейского также цветом пет- лиц и светло-зеленой окантовкой. Эту форму пограничники носили до 1938 года, когда ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия - при сохранении тра- диционного зеленого цвета в петлицах и окантовке. Знаменательный 1943 год вернул многие атрибуты дореволюцион- ной русской армии: слово "офицеры", приветствие "здравия желаю (желаем)" и пр. И, конечно, погоны. Пограничники имели на них зе- леные просветы и окантовку, а у генералов даже были до июня 1945 года зеленые лампасы. После Парада Победы И.В. Сталин заметил наркому внутренних дел: "Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены генералы НКВД?" Приш- лось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпарывать лампасы и канты. В первые годы после смерти Сталина была введена общеармейс- кая форма одежды "мирного времени". Но пограничные фуражки устоя- ли и на этот раз. В 1957 году - очередная "реформа" формы. Она стала европейс- кого, англизированного типа. Темно-синие брюки были заменены брю- ками защитного цвета. Для повседневного ношения появились рубашки с галстуками и открытые френчи с карманами, повседневные погоны в виде хлястиков защитного цвета. Но известный октябрьский пленум ЦК КПСС 1957 года осудил де- ятельность Министра обороны маршала Жукова. В связи с этим приказ о новой форме одежды был "положен под сукно" и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли. Приказ N 70 Министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил "фор- менный" набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но зеленые фуражки оста- 1лись. Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы бы- ли в 1993-1994 годах, когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Прези- дента Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу пог- ранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офице- ров Министерства обороны стали "украшать" излишними орнаментами" вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных раз- меров . Однако, сохранив цвет, пограничная фуражка изменила теперь форму. С дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43-55 мм, в 20-е-30-е года даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр до- нышка.   
				__________________ 
		
		
		
		
		
	
	Эклипс навсегда!  | 
| 
         | 
|||
        
  | 
|||
| 
         | 
| 
		 
			 
			#2  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			Родословная зеленой фуражки 
		
		
		
			Возможно, потому, что в прошлом веке руководство пограничной стражей осуществлялось рачительным министерством финансов, с 1855 до 1898 г. существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило. В 1893 г. был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи, и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 г. для гражданского генеральского мундира шефа пограничной стражи была введена папаха со светло - зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. В 1902 г. светло-зеленым верх папахи стал у офицеров и рядовых пограничной стражи. Тогда же тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой, Следовательно, 1902 г. можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки. В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны. В послереволюционное время в полном объеме форма одежды советской погранохраны впервые была объявлена приказом в 1923 г. А в следующем году произошли заметные изменения форменной одежды воинских формирований ОГПУ, в частности, была определена расцветка фуражек. Для внутренней и пограничной охраны был выбран темно - синий цвет околыша. Тулья фуражек бойцов внутренней охраны стала краповой (темно-красной), а у пограничников – светло - зеленой с малиновым кантом. Расцветка пограничных фуражек и зеленый приборный цвет, как видно, были выбраны удачно, поскольку они оставались достаточно устойчивыми, несмотря на значительные изменения в обмундировании. В 1935 г. с образованием союзного НКВД и появлением персональных воинских званий была введена новая форма одежды военнослужащих НКВД, отличавшаяся от общевойсковой. Характерно, что, несмотря на тогдашние запреты и преследования царской символики, не нашлось доводов против пограничного зеленого цвета. Отличия погранохраны как особого ведомства продолжали сохраняться в светло - зеленой окантовке обмундирования, в светло - зеленом цвете петлиц на воротниках. А нарукавные знаки различия, звезды и «треугольники» вышивались на светло - зеленом сукне так, что тоже имели светло - зеленую окантовку. Отличающуюся от общеармейской форму пограничники носили до 1938 г. Ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия Красной Армии при сохранении зеленых петлиц на воротниках и окантовке обмундирования. К этому времени относится введение в войсках пилотки. В повседневной службе она почти заменила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. Но для парадов и смотров была определена специальная караульная форма; возможно, поэтому личный состав пограничных нарядов на охрану границы заступал в фуражках, а пилотки в погранвойсках не получили широкого применения. В начале 1941 г. в политической атмосфере уже пахло грозой. В связи с увеличением численности вооруженных сил и обеспечением лучшей маскировки было запланировано и начато очередное изменение формы одежды, основным направлением которого было сокращение многоцветности обмундирования. Но цветные фуражки формирований НКВД сохранились. Завершению этих перемен помешала война. Переломный год Великой Отечественной войны, 1943 - й, знаменателен и тем, что вернул наименование «офицеры», приветствие «Здравия желаю (желаем)» и многие другие атрибуты дореволюционной русской армии. И конечно, погоны как знаки различия. Введение погон для НКВД было осуществлено особым Указом Президиума Верховного Совета и приказом наркома внутренних дел. Остались неизмененными зеленая окантовка обмундирования и расцветка фуражек. Этот приказ предусматривал распространение зеленого приборного цвета и на высший офицерский состав (генералов) погранвойск, что и применялось на практике вплоть до июля 1945 г. Генералы носили зеленые лампасы на брюках, зеленую окантовку обмундирования и погон, папахи с зеленым верхом и фуражки «пограничной расцветки». Только после Парада Победы И.В. Сталин заметил наркому внутренних дел: «Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены «генералы НКВД»? Пришлось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпа-рывать лампасы и канты. В начале 50-х гг. форменная одежда погранвойск претерпела изменения. Была введена новая общеармейская форма одежды мирного времени. Но, несмотря на то что светло - синий верх фуражек МВД и КГБ стал защитного цвета, пограничная фуражка не изменилась. В 1957 г. - произошла очередная реформа формы - она была приближена к европейскому, англизированному типу. Темно - синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для повседневного ношения были введены рубашки с галстуками, открытые френчи с карманами и погоны в виде хлястиков защитного цвета. Приказ министра обороны был введен в действие, и офицеры уже шили новое обмундирование в соответствии с истечением сроков носки. Известный октябрьский Пленум ЦК КПСС 1957 г. отстранил Г. К. Жукова от должности министра обороны. В связи с этим приказ о новой форме одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли. Но даже и сегодня историки военной формы одежды нигде и никогда о нем не упоминают. Приказ № 70 от 28 марта 1958 г. министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава, но цвета их фуражки проводимая реформа снова не коснулась. В 1969 и 1973 гг. произошло очередное ограничение зеленого цвета приборного сукна на погонах, петлицах и околышах фуражек. В Министерстве обороны оставлены только три цвета - красный, черный и голубой. У пограничников светло - зеленому, в том числе и на фуражке, опять удалось устоять. Таким образом, это цвет, близкий к камуфляжному, оказался устойчивым в разные политические времена. Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы выпали в 1993 - 1994гг., когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 г. рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло - зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали украшать излишними, на наш взгляд, орнаментами вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то пограничной фуражке удалось сохранить кокарду прежних скромных размеров и защититься от безвкусицы дополнительных деталей Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента. К сожалению, историей не сохранены имена людей - истинных защитников неприкосновенности пограничной фуражки (теперь единственной цветной) ни в былые годы, ни в наши дни. Но авиация пограничных войск была все же лишена своего оригинального головного убора. Тогдашнее командование воздушных сил пограничных войск прельстила вновь вводимая темно-синяя форма ВВС Министерства обороны, частью которой оказалась и темно - синяя фуражка. Очевидно, кто-то, наделенный властью, посчитал, что зеленая тулья не может гармонировать с темно - синим цветом обмундирования, хотя с 1935 по 1943г. летный состав пограничных войск носил зеленые фуражки с синими тужурками и синими шинелями. Возможно, кому-то это и пришлось по душе как нечто новое. Но, думаю, немало и тех, кто испытывают грусть, от того, что форма офицеров пограничной авиации лишилась своей традиционной оригинальности и стала такой же, как в ВВС. Это, как и переодевание летчиков морской авиации в «общеавиационный» мундир, все же отказ от традиций, который, что ни говори, редко бывает оправданным. Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности. Статья взята из Геральдического сборника ФПС России. В. Куликов http://pvrf.narod.ru/forma/gol/fur.htm Я решил дополнить ИСТОРИЮ нашей фуражки ! 
				__________________ 
		
		
		
		
		
	
	Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.  
			 | 
| 
		 
			 
			#3  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			спасибо за историю ,очень познавательно.Вот распечатал Вашу статьюспецйально дам сыну ,пусть почитает.Он в 9 лет буквально бредит пограничниками
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	 | 
| 
		 
			 
			#4  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			Зеленая фуражка 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	Фуражка эта в поле и в лесу Надежно служит воину в наряде. Она всегда, везде ему к лицу: И в будни, и на праздничном параде. Она ему народом вручена Реликвией вовеки незабвенной. Овеянная славою она - Частица нашей доблести военной. В ней все: пошив и форма, и сукно Добротно и воистину красиво... Но те, кому носить её дано, От этого не выглядят спесиво. И, коль сражаться выпадет судьба, То не дадут врагу в бою поблажки. Не посрамит бесчестием себя Солдат в зелёной воинской фуражке. Василий Костромыгин, полковник погранвойск в отставке  | 
| 
		 
			 
			#5  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			Случай из жизни.Как то в юные годы приехал домой,в город Бобруйск в форме, в отпуск.Время года - осень,где то конец ноября,но уже перешли на зимнюю форму.Приехал естественно в фуражке.Первый встретившийся патруль,видимо для выполнения плана,задерживает меня за нарушение формы одежды и мы все дружно идем в комендатуру.В дежурке комендант старый,мудрый капитан - летчик.Узнав,что старший патруля меня задержал только из - за того,что я в фуражке говорит ему - запомни ,пока ты здесь за самоходчиками гоняешся,ребята на границе нарушителей ловят и тебя охраняют,а фуражку зеленую им круглогодично носить сам председатель КГБ разрешил.Сказать мне было нечего,оформил отпускной,поблагодарил коменданта и пошел домой.Сколько потом ходил по городу - никто не трогал.
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	 | 
| 
		 
			 
			#6  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			Вот она, старая, добрая, верная зеленая фуражка.
		 
		
		
		
			 | 
| 
		 
			 
			#7  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			Цитата: 
	
  
		 | 
| 
		 
			 
			#8  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			![]() Лейтенант в походной форме, пограничные войска НКВД, 1940-43 г.  | 
| 
		 
			 
			#9  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			![]() Лейтенант в парадной форме, пограничные войска НКВД, 1943-45 гг.  | 
| 
		 
			 
			#10  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re:  История ЗЕЛЁНОЙ ФУРАЖКИ
			 
			
			
			От старших товарищей слышал. Поэтому сам повторил. После выпуска, когда приехал в родные края (приграничье), когда от вокзала ехал домой на такси, заказал 2 машины. В первой ехал сам. Во второй моя фуражка. После перевода на новую форму одежды свою фуражку не брошу, ибо с момента моего рождения как пограничника место ей было под стеклом (рядом с семейными сервизами, как одной из семейных ценностей), так и останется!!!!!!
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	 | 
![]()  | 
	
	
		
  | 
	
| Метки | 
| зелёная фуражка | 
		
  | 
	
		
  | 
			 
			Похожие темы
		 | 
	||||
| Тема | ||||
| 
		
		 С днём рождения зелёной фуражки!
 Автор Викка 
Раздел "И на вашем празднике будет наша улица" 
Ответов 24 
Последнее сообщение 01.07.2025 20:24 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 На зелёной земле моей.   хф. (1958)
 Автор амдерма84 
Раздел Ретро кинозал 
Ответов 0 
Последнее сообщение 22.09.2021 00:50 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 история пограничной фуражки
 Автор Lindego 
Раздел Виртуальный пограничный музей 
Ответов 4 
Последнее сообщение 03.04.2016 00:38 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 Доктор Киденко - история жизни , история любви
 Автор 28 ОАЭ 
Раздел Пограничники в белых халатах 
Ответов 8 
Последнее сообщение 02.03.2011 10:57 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 Фуражки ПВ
 Автор Graf1971 
Раздел Пограничные награды и знаки отличия 
Ответов 44 
Последнее сообщение 23.05.2008 09:37 
 | 
	
	
	
	
||||