![]()  | 
    
  | 
| 
		 
			 
			#1  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Лётчик В. Зубов о Мармольской операции
			 
			
			
			«Граница России»,  Северный Кавказ, №5, 4-10 февраля 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	В небе над Афганистаном Ночь на 15 февраля 1989 года летчик пограничной авиации Владимир Зубов рассчитывал провести в спокойной обстановке. Только что он вернулся из Мармоля, где успешно была проведена операция по выводу оттуда пограничных подразделений, и полковник полагал, что имеет право отметить это событие полноценным сном. Но вечером его вызвал заместитель начальника войск Среднеазиатского пограничного округа по авиации полковник Евдокимов и сказал: « Придется вам выехать на аэродром в Термез и проконтролировать, чтобы там всё было нормально». По пути один из членов экипажа получил травму и от полетов был отстранен. Место бортинженера пришлось занять ему, Зубову, давно не летавшему на отживающих свой век Ми-8Т. Но отменить задание было нельзя – в ночи под вспышки осветительных бомб подразделения ограниченного контингента возвращались на Родину. Это были последние боевые вылеты полковника Владимира Зубова, которые завершили его семилетнюю командировку в горячую точку, тогда еще не получившую такого точного названия. Он видел, как внизу длинные вереницы военных колонн покидают землю, опаленную огнем и изрытую взрывами бомб и снарядов. И верил, что интернациональная помощь послужит на пользу афганскому народу. Несмотря на современную отрицательную политическую и моральную оценку решения о вводе войск в Афганистан, Владимир Павлович и сейчас считает, что военнослужащие не только получили ценный опыт ведения боевых действий в сложных физико-географических условиях, но не потеряли чести и достоинства в той жестокой войне. Авиация пограничных войск принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан с января 1980 года. Вначале её основными задачами являлась воздушная разведка и сопровождение колонн на марше. Но уже скоро стало ясно, что проведение боевых операций без мощной поддержки с воздуха обречено на большие потери. Силы пограничной авиации наращивались. К моменту прибытия Владимира Зубова к новому месту службы в Ашхабад при Управлении войск Среднеазиатского пограничного округа был сформирован авиационный отдел, куда он был назначен старшим офицером. Позже часть отдела вошла в состав оперативной группы САПО с местом дислокации в Душанбе. В её подчинении находились все подразделения, участвующие в боевых действиях. Таким образом, при планировании любой боевой операции с привлечением различных сил, авиации отводилась значительная роль, особенно если это было связано с десантированием. Суть состояла в быстрой, внезапной и массовой высадке хорошо вооруженных и максимально облегченных десантно-штурмовых подразделений. Как старший офицер-инспектор по авиации, Владимир Павлович обязан был принимать участие в разработке операций, их организации и контроле в период проведения. Он как связующее звено между пунктом управления и полем боя. А потому за весь афганский период службы совершил более тысячи боевых вылетов. Мармоль – основательно укрепленная база боевиков. Здесь и школа младших командиров, и госпиталь, и множество складов с оружием и боеприпасами. Но хуже всего – выгодное расположение Лагеря противника: со всех сторон защищённая горами котловина и только один узкий проход по ущелью. Мармоль как гнойный нарыв, оттуда расползается зараза. Его дважды пытались взять силами и средствами мотострелковых подразделений Советской армии. Но тщетно. Тогда было принято решение задействовать пограничные подразделения с масштабным применением авиации. Для проведения операции создали сводный авиаполк, который собрал около 60 единиц авиатехники, - рассказывает Владимир Павлович. – Я назначен начальником штаба. Перед началом операции десантно-штурмовые группы были сконцентрированы на наших близлежащих базах. 20 января 1984 года после артподготовки и ударов армейских истребителей началось массовое десантирование. График жёсткий. С заранее подготовленных площадок один вертолет взлетал за другим. На борту – пограничный десант. В Мазари-Шарифе задача осложнялась тем, что лопасти вертушек поднимали такую пыль, в которой трудно было что-то разглядеть. «Водовозка» непрерывно подвозила воду и заливала легковесный грунт. Это было крайне рискованно, потому как за действиями советских пограничников всегда наблюдали незримые глаза. В разгар операции арык нам всё же перекрыли. Но основная масса десанта была уже высажена. К ночи базу боевиков мы взяли. Продолжение следует.  | 
| 
         | 
|||
        
  | 
|||
| 
         | 
| 
		 
			 
			#2  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			«Граница России»,  Северный Кавказ, №5, 4-10 февраля 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	В небе над Афганистаном Окончание В историю афганской войны мармольская операция вошла как самая бескровная – ни одной боевой потери. В ней всё было продумано до мелочей, действия родов войск учитывались в комплексе. Для Владимира Павловича местом управления пограничной авиацией был определен штаб в Мазари-Шарифе, откуда за время штурма он успел сделать 21 боевой вылет непосредственно в зону боевых действий. Может быть, в этой войне не было места риску? Да нет, смертельные ситуации возникали нередко. Владимир Павлович вспоминает: - Летел после очередной командировки из Тахта-Базара в Керки. Я – в качестве пассажира. Идем вдоль границы и оказываемся в зоне проведения операции. Вдруг по рации слышим, что один вертолет сел на вынужденную. Отказал правый двигатель из-за попадания голубей в сопло. Что делать, надо выручать. Подсаживаемся к нему и разгружаем вертушку. Вплоть до топливных баков в кабине пилота. Решаем перегруппироваться: кто какую машину поведёт. Командир авиационного полка полковник Федотов садится в поврежденный вертолет. Чтобы максимально его облегчить, отказываемся от штурмана. Я занимаю место в МИ-8МТ. А все это происходит в зоне досягаемости огня, вокруг идет бой. Наконец вертолет Федотова взлетел, и в сопровождении ещё четырех вертолетов мы уводим его на базу в Керки. Ми-8 шёл с одним двигателем на критической высоте – 25 метров над землей. Конечно, в этом случае был большой риск. Но на войне как на войне. За период боевых действий в Афганистане пограничные авиаторы приобрели большой опыт полетов в условиях горной и пустынной местности. Этих условий много: ограниченность воздушного пространства, резкие изменения направления и скорости ветра, сильная турбулентность, грозы, низкая облачность. Особое влияние на сложность полетов оказывала высокая температура наружного воздуха и высота посадочных площадок над уровнем моря. Все эти факторы анализировались, учитывались при планировании боевых операций и при непосредственном участии Владимира Павловича Зубова. Затем он сам же испытывал свои рекомендации. Участвовал практически во всех крупных боевых операциях. За одну из них награжден орденом Красной Звезды – за ликвидацию крупной бандитской группировки. Её главаря Каликудуса ненавидел весь афганский народ. За его жестокость и беспринципность. Потому и навели интернационалистов на очередное сборище душманов в одном кишлаке. - Вообще, пленных мы всегда передавали Народной армии. Там решалась их участь, - рассказывает Владимир Павлович. – Но этого Каликудуса – не удержались, доставили в штаб. Он оказался на редкость трусливым, жидким на расправу мерзавцем. Разведчики его допросили и отправили в Кабул. По приговору его расстреляли. Еще за одну успешную операцию в зоне ответственности Керкинского пограничного отряда Владимир Зубов был удостоен ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени. Тогда же его представили к званию полковник, на ступень выше занимаемой должности. И третий орден – орден Красного Знамени – Владимир Павлович получил за успешный вывод пограничных подразделений из Мармоля на Лубянке, из рук генерала армии Матросова, по окончании афганской компании. Как и многие в его время, Владимир Зубов оказался в жерле афганской войны по двум причинам. Первая – верил в свой интернациональный долг, вторая – верил в продвижение по карьерной лестнице, которое обещало руководство всем отличившимся «афганцам». Почти не обманули: Владимир Павлович получил назначение на юг, в Закавказский пограничный округ. - В октябре 1992 года я приехал в Тбилиси. Разместился в окружной гостинице. Ночью сплю, а во дворе один взрыв, второй. Спрашиваю: «Что это у вас такое?» Мне говорят: « А это теперь у нас такая обстановка». … В Закавказье, потом на Северном Кавказе ещё 4 года опыт Зубова в боевых действиях был востребован для проведения контртеррористических операций. Но теперь уже в иных условиях, против другого противника. Лидия Сергеева  | 
| 
		 
			 
			#3  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			Прошу прощения -Лидия Сергеевна Вы пишите те моменты в которых не ориентируетесь . Мармольская операция проводилась с Термеза , но не в коем случае не с Керков , да и много не так то  было . Лучше ...
		 
		
		
		
		
		
		
			
				__________________ 
		
		
		
		
		
	
	Привет!Рад тебя видеть .  | 
| 
		 
			 
			#4  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			Да, почитаешь статьи об Афгане, столько героизма и почему-то одни полковники. Где рядовой состав, прапорщики,младшие офицеры)))))))))) Сказочники.
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
			Последний раз редактировалось D.I.; 05.03.2011 в 11:50. Причина: Сверхцитирование  | 
| 
		 
			 
			#5  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			А сколько кроушки они (летчики) попили у ГСМ-щиков. 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	Подготовили запасы для проведения операции, а взяли о ополовинили их для второстепенных полетов. А ГСМ-щикам чеши рупу где взять ресурсы для пополнения запасов и как их доставить в ограниченные сроки в пункты заправки техники. А по поводу осутствия потерь скажу одно: Если бы не предвидение Начальника войск округа генерала-лейтенанта Згерского, Г.А. не пустившего колонны мотомангрупп в Мармольское ущелье, какой исход был бы можно только подумать или представить, ведь весь путь по ущелью бл заминирован с управлением из центрального пульта. Это стало известно после захвата плацдарма и разгрома групировки воздушным десантом. За проведение этой операции Згерский был награжден орденом Боевого Красного Знамени.  | 
| 
		 
			 
			#6  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			Выражаться надо правильно. Кровушку пили не лётчики, поставленные задачи перед ними.
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
			Последний раз редактировалось D.I.; 05.03.2011 в 16:54.  | 
| 
		 
			 
			#7  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			Нельзя упрекать во всем всех и вся, о Мармольской операции у меня есть очерк, в котором описываю по часам эту операцию из своих дневников и бортовых журналов того времени, если кого интересует могу скинуть. Я летал борт-техником у комэски Кузнецова А. (царство ему небесное). если кто помнит, первый десант... с ошибкой места высадки  и все такое..... кстати, о небоевых потерях, когда при перезарядке ПКТ, пуля рекашетом от люка попала сидящему в БТРе солдату... и т. д.
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
	
	 | 
| 
		 
			 
			#8  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			Цитата: 
	
 Последний раз редактировалось D.I.; 06.03.2011 в 14:39. Причина: Сверхцитирование  | 
| 
		 
			 
			#9  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
|||
		
		
  | 
|||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			Ревин правильно сказал тебе ГСМ-щику , на пилотов не нужно говорить такие нелепости , мы что сами по себе летали как хотели , мы выполняли приказы , а чаще всего и жизнью рискавали даже казалосьбы в простом полете . Потому пехота придержи свои эмоции в отношении летчиков , некрасиво ...
		 
		
		
		
		
		
		
			
				__________________ 
		
		
		
		
		
	
	Привет!Рад тебя видеть .  | 
| 
		 
			 
			#10  
			
 
			
			
			
 
			
		 
		
	 | 
||||
		
		
  | 
||||
| 
		
	
		
		
			
			 
				
				Re: Лётчик В. Зубов о Мармольской операции.
			 
			
			
			/Борттехников и бортмехаников всегда забывали,как с наградами,так и во всём остальном, как будто мы не на этих бортах находились,или нас дома не такие жёны и дети ждали как у них.И сейчас продолжается тоже самое.
		 
		
		
		
		
		
		
		
		
			Последний раз редактировалось D.I.; 08.03.2011 в 14:45. Причина: Сверхцитирование  | 
![]()  | 
	
	
		
  | 
	
| Метки | 
| авиация, лётчик, мармоль, пограничная авиация | 
		
  | 
	
		
  | 
			 
			Похожие темы
		 | 
	||||
| Тема | ||||
| 
		
		 Боевые операции ПС ФСБ РФ на Северном Кавказе.
 Автор Александр Русский стиль 
Раздел Боевые страницы истории Пограничных Войск. 
Ответов 4 
Последнее сообщение 08.05.2021 09:47 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 Про операции - вылазки моджахедов на территории
 Автор Darg 
Раздел Другие подразделения пограничного округа 
Ответов 38 
Последнее сообщение 01.01.2015 09:46 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 О провале операции по ликивидации ДРГ противника
 Автор pyhovi4ek 
Раздел Великая Отечественная война 
Ответов 18 
Последнее сообщение 24.09.2014 15:01 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 чекистко-войсковые операции
 Автор виталий донской 
Раздел Листая пожелтевшие страницы 
Ответов 1 
Последнее сообщение 20.05.2014 08:58 
 | 
	
	
	
	
||||
| 
		
		 Медицинские операции для воинов-интернационалистов
 Автор ALEX80 
Раздел Пограничная юридическая "клиника" 
Ответов 2 
Последнее сообщение 17.02.2014 23:27 
 | 
	
	
	
	
||||