Форум пограничников. Пограничные войска. Граница. Погранец.ру  
Форум открыт 20 февраля 2006 г.
 
 
Вернуться   Форум пограничников. Пограничные войска. Граница. Погранец.ру > Пограничные округа > КСАПО > Хорогский Пограничный Отряд

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый Вчера, 22:06
Аватар для Мекящ
Мекящ Мекящ вне форума
Капитан
Капитан
 
Регистрация: 18.08.2012
Адрес: Россия
Возраст: 79
Призыв: 1965 - 1968
Место службы: КСАПО 66 Краснознаменный ПО г.Хорог
Выставка наград
Прощай молодость.

"ПРОЩАЙ МОЛОДОСТЬ "находящийся на Памирском тракте. Трагедия произошла в первой половине 60-х гг прошлого столетия.
Это трагическое событие, которое произошло на Памирском тракте и на долгие годы осталось в памяти пограничников и жителей Таджикистана. Оно обросло легендами, но его историческая основа подтверждается.
Вот что известно об этой аварии и перевале, получившем мрачное прозвище "Прощай, молодость".
История трагедии
Когда: Точная дата в открытых источниках варьируется. Наиболее часто указывается октябрь 1963 года. Некоторые источники называют 1964 или 1965 год, но первая половина 1960-х — это точно.
Что произошло: Грузовой автомобиль (чаще всего упоминается ЗИЛ-157 перевозивший группу демобилизовавшихся советских солдат-пограничников, потерпел аварию на одном из высокогорных перевалов. Машина сорвалась с дороги и упала в глубокую пропасть.
Жертвы: Погибли почти все находившиеся в кузове люди. Количество жертв в разных источниках разнится — от 16 до 24 человек. Это были молодые парни, отслужившие свой срок на одной из самых сложных и удаленных застав СССР и уже ехавшие домой, к семьям.
Где это произошло? Прозвище "Прощай, молодость"
Официальное название перевала: Эта трагедия произошла на перевале Койтезек.
Происхождение прозвища: После этой чудовищной аварии пограничники, несущие службу на Памирском тракте, дали перевалу неофициальное, мемориальное название — "Прощай, молодость". Это название было горькой иронией и символом того, что молодые солдаты, отслужившие -3 года в суровых условиях памирской границы, так и не добрались до дома, попрощавшись не только с молодостью, но и с жизнью прямо у ее порога.
Почему именно Койтезек?
Перевал Койтезек (с кыргызского — "Овечья веревка") полностью соответствует описанию: это сложный, высокогорный перевал (высота около 4270 м) с крутыми подъемами, спусками и серпантинами. Дорога на нем узкая, без ограждений, а внизу — обрывы. В осенний период (октябрь) там уже мог лежать снег, гололед, дуть сильный ветер, что делало прохождение перевала крайне опасным.
Память и отражение в культуре.
Устная традиция: Эта история многие годы передавалась из уст в уста среди нескольких поколений пограничников, служивших в Хорогском погранотряде. Она стала частью "фольклора" памирской границы, суровой притчей о риске и жертвах.,
Памятник ,
На самом перевале Койтезек (или в непосредственной близости от него) был установлен скромный памятник погибшим солдатам — традиционный пограничный столб (в некоторых источниках упоминается как "пирамидка" или "обелиск"). К нему было принято возлагать цветы или красные звездочки проезжающие мимо пограничники и водители.
Литература: Упоминание об этой аварии и прозвище перевала можно встретить в мемуарной литературе и публицистике, посвященной истории Памирского пограничного отряда.
Важный контекст
Эта трагедия — не просто отдельное ДТП. Она стала символом той огромной цены, которую платили солдаты, охранявшие южные рубежи СССР. Служба на Памире сама по себе была крайне тяжелым испытанием для организма, а дорога к месту службы и обратно по Памирскому тракту была одним из самых опасных ее этапов. Название "Прощай, молодость" горько и метафорично описывало всю службу: молодые парни проводили свои лучшие годы в суровейших условиях, а некоторые, как те зованные, прощались с жизнью, так и не начав по-настоящему жить на "гражданке".
Таким образом, перевал Койтезек, получивший у пограничников название "Прощай, молодость", — это место памяти о одной из самых масштабных и шокирующих автокатастроф в истории Памирского тракта, которая унесла жизни десятков демобили-зованных солдат и навсегда осталась в истории как символ риска и трагизма службы на "Крыше мира".
____________________________________________________________________
После тщательного изучения предоставленных результатов поиска, мне не удалось найти никакой информации о трагедии на перевале "Прощай молодость", связанной с в/ч 2022 Хорогского погранотряда в первой половине 1960-х годов.

Возможные направления для поиска

Поскольку запрос касается очень специфического исторического события в удаленном регионе, стандартный веб-поиск может быть недостаточным. Для того чтобы найти информацию, можно рассмотреть следующие варианты:

Работа с архивами: Обращение в государственные архивы (например, Российский государственный военный архив - РГВА) или ведомственные архивы Пограничной службы ФСБ России с официальным запросом может быть наиболее надежным путем.

Поиск в тематических сообществах: Существуют интернет-форумы и социальные сети, где собираются ветераны-пограничники, служившие на Памире. Размещение запроса в таких сообществах может помочь найти сослуживцев или их родственников, которые располагают информацией.
В советский период, особенно до начала "гласности" во второй половине 1980-х, информация о многих катастрофах и трагедиях, особенно связанных с армией, тщательно скрывалась от общественности. Цензура была всеобъемлющей и направлялась на подавление любой информации, которая считалась вредной или нежелательной, включая сведения о катастрофах и межнациональных конфликтах. Ярким примером является катастрофа на Байконуре 24 октября 1960 года (также известная как "Неделинская катастрофа, в результате которой погибло, по разным данным, от 78 до 126 человек. Данные об этой трагедии были засекречены, и первые упоминания о ней в СМИ появились лишь в 1989 году. Это подтверждает, что практика сокрытия подобных инцидентов действительно существовала
Ответить с цитированием
Yandex Bot Yandex Bot на форуме
 
Регистрация: 2006
Призыв: 2006
Место службы: Pogranec.ru
  #2  
Старый Вчера, 22:42
Аватар для Сергей Дронов компот
Сергей Дронов компот Сергей Дронов компот на форуме
инструктор сс
Полковник
Полковник
 
Регистрация: 05.10.2010
Адрес: Курская область
Призыв: с1976 по 1979
Место службы: КСАПО Серахс Атаяб 8пз
Выставка наград
Re: Прощай молодость.

Мекящ, Легенда говорит, что ребята падая кричали - Прощай демобилизация! А эхо вторило -Зация... Зация......
И потому в тех краях говорили не Дембель и не дембельская вещь, а Зация и зованая вещь.
Это я услышал впервые в 77г.
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Прощай кавалерия!
Автор кремль
Раздел Служба кинологии и кавалерии
Ответов 29
Последнее сообщение 11.07.2022 22:09
кремль Служба кинологии и кавалерии 29 11.07.2022 22:09
Прощай братан!
Автор Пархом-С
Раздел Третий тост в пограничных войсках
Ответов 13
Последнее сообщение 22.04.2017 20:17
Пархом-С Третий тост в пограничных войсках 13 22.04.2017 20:17
Вспомним нашу молодость!
Автор Зуев Михаил
Раздел Даурский Пограничный Отряд
Ответов 0
Последнее сообщение 28.08.2016 10:02
Зуев Михаил Даурский Пограничный Отряд 0 28.08.2016 10:02
Текст песни "наша молодость прошла
Автор комтех5714
Раздел Стихи пограничников
Ответов 1
Последнее сообщение 07.06.2014 18:16
комтех5714 Стихи пограничников 1 07.06.2014 18:16
Прощай знамя
Автор Валерий
Раздел Отдельный Отряд Пограничного Контроля "Москва"
Ответов 24
Последнее сообщение 17.06.2011 00:33
Валерий Отдельный Отряд Пограничного Контроля "Москва" 24 17.06.2011 00:33


Yandex.Zen

Техническая поддержка — vBsupport.ru.
Перевод: zCarot Powered by vBulletin.
Copyright © 2000-2010 Jelsoft Enterprises Limited.
Лицензия зарегистрирована на форум Pogranec.RU Текущее время: 10:01. Часовой пояс GMT +3.