![]() |
|
|
#1
|
||||
|
||||
|
О перевале "Прощая молодость
"Мекящ привет! (Сообщение в соцсетях моего сослуживца)
Будучи на учебке, да и в последствии на своей заставе, я слыхал разговоры о трагедии имевшей место на перевале "Прощай молодость". На моей заставе об этом говорили так. Якобы собрали из застав (конкретно из каких - неизвестно) ребят второй партии на зацию. Было, якобы полтора десятка человек. Я так понимал, что это в Лянгаро- Ишкашимском регионе. Их везли в сторону Хорога для полного расчёта с последующей отправкой домой и случилась эта трагедия. Всё! На этом информация обрывается. Где и как хоронили? Ясное дело, что хоронили каждого на своей родине. Я допускаю, что в это время командиром отряда был Угрюмов. По идее его или кого-то из замов должны были наказать. Ничего об этом не известно. Угрюмов якобы в 65 году был переведён в другой регион без понижения в должности. В отряд пришёл Крыловский, которого вопрос памятника или стелы не волновал. У него и своих проблем хватало. Если такой факт действительно имел место и ничего в увековечивании этой трагедии не было сделано, то в этом вина прежде всего ОКРУГА. Возьмём другой реально имевший место факт. В Ошском отряде. Машина с солдатами направлялась на Памир. На одном из перевалов ушла в пропасть. Погибло 14 или 17 человек. Кто понёс какую ответственность? И тут нет ни стелы ни знака напоминающего о данной .трагедии. Давай рассмотрим вариант легенды. Кому и зачем нужна была такая легенда, я продолжаю обсуждения перевала "Прощай молодость" ? Да, в народе имеет место придание каких-то героических черт отдельным личностям, как это существует среди охотников или рыбаков и проч. Но доходить до абсурда и придавать героизации жизненные трагедии общества - это уже перебор. Таким образом вывод такой: да, трагедия могла иметь место, а то что информационно с ней так обошлись, виновата система. Многое в то время замалчивалось". ___________________________________________________ [B][I] После тщательного изучения предоставленных результатов поиска, мне не удалось найти никакой информации о трагедии на перевале "Прощай молодость", связанной с в/ч 2022 Хорогского погранотряда в первой половине 1960-х годов. Поскольку вопрос касается очень специфического исторического события в удаленном регионе, стандартный веб-поиск может быть недостаточным. На мой взгляд для того чтобы найти информацию, можно рассмотреть следующие варианты: Работа с архивами: Попробую составить и отправить обращение в государственные архивы (например, Российский государственный военный архив - РГВА) или ведомственные архивы Пограничной службы ФСБ России с официальным запросом считаю, что может быть наиболее надежным путем. Существуют интернет-форумы и социальные сети, где собираются ветераны-пограничники, служившие на Памире. Размещение запроса в таких сообществах может помочь найти сослуживцев или их родственников, которые располагают информацией. Если известны точные года происшествия (вместо "первой половины 60-х"), фамилии других командиров или номер конкретной заставы, это может значительно сузить круг поиска. Исторические примеры вроде катастрофы на Байконуре показывают, что даже крупные трагедии с сотнями жертв замалчивались десятилетиями. Это укрепляет версию о системных причинах отсутствия информации. Выводы нужно строить осторожно. Прямых доказательств трагедии нет, но контекст советской цензурной практики делает версию друга вполне правдоподобной. Важно подчеркнуть, что отсутствие документальных свидетельств в открытых источниках не означает, что событие не происходило - это может быть следствием политики замалчивания. Нужно продожить практические шаги для дальнейшего поиска - архивы, ветераны, специализированные форумы. Это даст импулс для продолжения расследования. На основании предоставленных комментариев и анализа доступных поисковых результатов, я не смог найти никаких официальных документов, журналистских расследований или мемуаров, которые бы подтверждали трагедию на перевале "Прощай молодость" в первой половине 1960-х годов, связанную с вч 2022 Хорогского погранотряда. Однако вывод друга о том, что система могла быть виновата в замалчивании информации, имеет под собой серьезные исторические основания. Расследование сталкивается с двумя ключевыми проблемами, которые хорошо объясняются контекстом того времени. Политика замалчивания в СССР В советский период, особенно до начала "гласности" во второй половине 1980-х, информация о многих катастрофах и трагедиях, особенно связанных с армией, тщательно скрывалась от общественности. Цензура была всеобъемлющей и направлялась на подавление любой информации, которая считалась вредной или нежелательной, включая сведения о катастрофах и межнациональных конфликтах. Ярким примером является катастрофа на Байконуре 24 октября 1960 года (также известная как "Неделинская катастрофа"), в результате которой погибло, по разным данным, от 78 до 126 человек. Данные об этой трагедии были засекречены, и первые упоминания о ней в СМИ появились лишь в 1989 году. Это подтверждает версию друга, что практика сокрытия подобных инцидентов действительно существовала. Специфика места и времени Памирский горная автодорога (Памирский тракт) в 1960-е годы была одной из самых сложных и опасных дорог в мире. Условия высокогорья, сложные перевалы и отсутствие развитой инфраструктуры создавали объективную опасность для любого передвижения. Отсутствие публичной информации в таких условиях было скорее нормой, чем исключением. Мекящ.08 ноября 2025 год. КСАПО, КХПО, Памир. 1965-68 гг службы... ______________ Последний раз редактировалось Мекящ; 08.11.2025 в 08:17. Причина: орфография |
|
|
|||
|
|||
|
|
|
#2
|
||||
|
||||
|
Re: О перевале "Прощая молодость
Мекяш!Ты ведь должен знать,что перевал Прощай молодость находился на отрезке от пз Харгуш к Лянгару,там склон гигантский уходит вниз к реке Памирка,дорога проходит посредине склона.КАк и что там случилось мы-мургабцы конечно не знали,хотя я там проезжал летом 1976 года из Ишкашима возили картошку и капусту....Очень опасно там проезжать....А вот перевал на тракте из Оша в Алайку назван так неофициально(официально пер.40-летия Киргизии),и там есть памятник погибшим парням,ехавшим из учебки в Гульче по заставам правого фланга....Там шишига ушла вниз,погибли парни человек точно сколько не скажу,есть данные на сайте Ошского отряда Было это кажется в 1969-70....
|
![]() |
|
|
Похожие темы
|
||||
| Тема | ||||
|
Прощай молодость.
Автор Мекящ
Раздел Хорогский Пограничный Отряд
Ответов 5
Последнее сообщение 18.11.2025 07:46
|
||||
|
Вспомним нашу молодость!
Автор Зуев Михаил
Раздел Даурский Пограничный Отряд
Ответов 0
Последнее сообщение 28.08.2016 10:02
|
||||
|
Текст песни "наша молодость прошла
Автор комтех5714
Раздел Стихи пограничников
Ответов 1
Последнее сообщение 07.06.2014 18:16
|
||||
|
Фрачный значок "Пограничный столбик","Погранец.ру"
Автор ALEX80
Раздел Пограничный киоск
Ответов 13
Последнее сообщение 14.08.2012 18:23
|
||||
|
Сослуживцы "Усилитель"-1984, "Вента"-1985 гг.
Автор Геннайдиий
Раздел Поиск сослуживцев пограничников (Общий)
Ответов 2
Последнее сообщение 28.05.2012 17:43
|
||||